Детский сад № 2 г. Моздока РСО-Алания

Методические рекомендации "Применение ИКТ в методической работе ДОУ"

Применение ИКТ в методической работе ДОУ

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современное образование. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что ИКТ позволяют повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом.

Информационные и коммуникационные технологии обладают такими свойствами как возможность быстрого сбора и обработки данных, их передача на большие расстояния, сохранение больших объемов необходимой информации. Бесспорно,  применение ИКТ изменит традиционный характер методической работы в ДОУ. И что не мене важно, информатизация  методической службы будет способствовать формированию единой информационно-образовательной среды и обеспечит вхождение образовательной организации в современное информационное общество. Кроме того, внедрение информационных технологий в  методическую работу  необходимо для удовлетворения информационных потребностей всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Ожидаемые результаты  применения ИКТ на практике в системе методической работы дошкольного учреждения:

· осуществление быстрой обратной связи с коллегами (электронная почта, электронные доски объявлений);

· отображение объективной картины уровня профессионального мастерства педагогов (компьютерные тесты, диагностические комплексы);

· эффективные формы методической работы: телеконференции, on-line семинары по обмену опытом, дистанционные творческие гостиные, коллективные образовательные проекты, деловые игры, виртуальные экскурсии;

· отказ от аудиторной системы проведения методических мероприятий;

· увеличение информационных потоков с использованием сети Internet.

Для достижения этих целей методической службе  ДОУ необходимо решить следующие задачи:

· повышение ИКТ-компетенции педагогов ДОУ;

· систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов воспитательно-образовательного процесса;

· разработка технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

· расширение использования ИКТ в работе с родителями;

· разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;

· создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

· создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создание благоприятных организационно-педагогических условий. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них ИКТ - компетентности. В связи с этим необходимо изучить их образовательные потребности с помощью:

· анкетирования;

· индивидуального собеседования;

· изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования;

· систематизации и анализа выявленных проблем педагогов.
Причинами личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ – компетентности могут стать:

· экономия времени при разработке дидактических материалов;

· перенос акцента на презентабельность оформления материалов;

· переход на новый уровень педагогического мастерства.

Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии в своей работе.

Предполагаемые результаты повышения ИКТ компетентности педагогов:

· умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, мониторинг и т. д.);

· умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;

· активно используют информационные технологии в образовательном процессе;

· владеют навыками поиска информации в Интернете;

· владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;

· умеют разрабатывать конспекты и применять в организованной деятельности с детьми информационные технологии;

· владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с родителями.

В практике работы методиста  ДОУ существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. Можно использовать следующие формы для повышения ИКТ - компетентности педагогов:

· изучение передового педагогического опыта;

· консультации;

· обучающие семинары;

· педагогические советы;

· тематические семинары.

· разработка индивидуальных методических маршрутов по повышению ИКТ –компетентности педагогов ДОУ.

Представление передового опыта — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.
Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.
Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.
Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.

Консультации для педагогов -

• "Инновационные методы обучения. ИКТ в контексте инновационного образовательного процесса. Баланс между инновационными и "классическими" методами обучения".

• "Интерактивная доска: возможности, преимущества, риски"

• "Особенности выбора и использования ИКТ в зависимости от образовательной области"

• "Основные подходы к использованию ресурсов Интернета в образовательном процессе».

• "Особенности использования ИКТ при организации исследовательской деятельности дошкольников".
Тематические семинары по вопросам информатизации проводятся старшим воспитателем и руководителем компьютерно-игрового комплекса. Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: "Создание мультимедийных презентаций (Microsoft Power Point), "Сеть Интернет", "Подготовка наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office".

Важным этапом освоения и внедрения  ИКТ в ДОУ может стать создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.
Основная задача при формировании банка данных - создание логически понятной классификации хранящегося материала, облегчающей работу с документами и дающей возможность быстрого доступа к нужному файлу.
Папка «Старший воспитатель» включает следующие подразделы:

· нормативно-правовые документы;

· годовой план, образовательная программа;

· материалы по самообследованию (общие сведения о ДОУ, визитная карта, обследование предметно-развивающей среды);

· аналитические материалы (диагностика выполнения программы, анализ заболеваемости, организация питания);

· аттестация педагогов - файлы, касающиеся тематических планов и специалистов, программы и бланки оперативного контроля. Темы самообразования педагогов и специалистов, сведения о сроках аттестации педагогов, бланки аттестационных листов, образцы заявлений на повышение квалификации;

· текущие документы - опросные листы для родителей и педагогов, статистические данные и др.
Папка «Педагоги» систематизирована по следующим директориям:

· диагностика и статистика (бланки анкет, опросных листов, тестов, аналитические данные, оформленные в виде диаграмм, графиков);

· отчетная документация (расписание, выступления на методических объединениях и педсоветах);

· текущие документы: тематические планы, карта здоровья, конспекты НОД, презентации, картинки-иллюстрации, мнемотехника  и др.

16 октября 2018 в 10:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.